понедельник, 6 сентября 2010 г.

Венеция-2010: Французы, итальянцы и русские

В этом году глава фестиваля Марко Мюллер принял необычное для основной конкурсной программы решение. В ней участвуют сразу две комедии: «Страсти» Карло Маццакурато и «Трофей» Франсуа Озона. Французский режиссер признался, что не ожидал приглашения на Лидо.

Пресс-конференции четвертого дня Венецианского кинофестиваля шли по следам вчерашних просмотров. Режиссер «Страстей» Карло Маццакурато признался, что фильм родился из его собственного кризиса жанра. Его картина рассказывает о режиссере, который никак не может придумать тему для своего нового фильма. Помимо прочего, в его тосканской квартире прорывает трубу, вследствие чего безнадежно испорчена старинная фреска. Мэр города заставляет режиссера поставить традиционное шествие на Good Friday.

«Страсти» — комедия, а как известно, фестивальные отборщики этот жанр не жалуют. Маццакурато признался, что перед ним стояла трудная задача — заставить смеяться итальянцев, а эти люди и так постоянно улыбаются. Надо сказать, ему это удалось, но, к сожалению, многие шутки будут потеряны для зрителя, не знакомого с местными реалиями.

Исполнитель главной роли Сильвио Орландо шутил, что боялся ехать на фестиваль: «Вдруг венецианцы отнимут у меня Кубок Вольпи? Когда мне его вручили, я подумал, что он старинный — уж больно красивый! Мало ли, его надо отдавать?» Триста копий «Страстей» через три недели выходят в итальянский прокат.

Также состоялась «конференция стампа», как говорят итальянцы, со съемочной группой «Овсянок». Российским критикам фильм понравился, да и западные тоже картину приняли положительно. Режиссер Алексей Федорченко считает, что его кино стоит особняком.

«Я бы не рассматривал фильм как новое российское кино. Смотрите его просто как фильм «Овсянки». Невозможно создать что-то новое, не ориентируясь на лучшие ленты планеты Земля. Давайте обсуждать этот фильм сам по себе», — предложил Федорченко. Напомним, что по сюжету двое мужчин везут тело умершей жены одного из них, чтобы похоронить по старинному обряду.

«Мы с нуля создали мифологию народа, — говорит режиссер. — Как мне кажется, она бы не обидела мирянский народ, которого сейчас нет. Миряне не оставили после себя ничего, кроме названий рек». Лейтмотивом фильма служит фраза «Чтобы нежностью обернулась тоска». Во время путешествия со скорбным грузом вдовец вспоминает историю знакомства и жизни с женой, «дымит» — такой термин звучит в фильме. Федорченко считает, что его фильм состоялся благодаря сценарию Дениса Осокина — «Овсянки» поставлены по его книге.

Великолепный визуальный ряд картины результат не только работы оператора Михаила Кричмана, но и все того же сценария. По крайней мере, так считает сам Кричман. «К такому изображению толкнул сценарий, написанный языком, рождающим образы. Мы с Алексеем и художником исколесили российский север, который я, как оказалось, не знал. Фильм снимали в Коми — его география и местность одновременно и русские, и нет. Места зарядили нас энергией и натолкнули на визуальное решение».

Также в фильме звучит красивая музыка. О том, как она была подобрана, КиноПоиск и поинтересовался у режиссера. «Было несколько вариантов музыкального оформления фильма, — отвечает Алексей. — Даже песни турецкого певца Таркана хотели задействовать. Оказалось, очень дорого. Так что написали оригинальную музыку. Необычность музыки в том, что это музыка некоего народа — есть и северные, и балканские нотки. Это музыка народов, которые есть в русской крови. Она состоит из финской, славянской и тюркской крови».

Показы на Лидо расписаны чуть лучше каннских. Если задаться целью смотреть только основную конкурсную программу, то можно это сделать без особого напряжения. Однако существуют еще и другие секции, внеконкурсные показы и пресс-конференции. Поэтому иногда приходится чем-то жертвовать.

КиноПоиск принес в жертву драму Келли Райхардт «Обходной путь Мика». Тягучее начало картины никак не настраивало к просмотру. Кино о тяготах жизни поселенцев Орегона в Америке 1845 года показывалось в телевизионном формате 4х3, который был в фаворе у Американской киноакадемии во времена золотого века Голливуда. Несмотря на участие таких знаменитостей, как Мишель Уильямс, Брюс Гринвуд и Пол Дэйно, зрители начали покидать зал через 20 минут после начала.

Главным событием дня стала премьера комедии «Трофей» Франсуа Озона с участием Катрин Денев и Жерара Депардье. Прима французского кино уже второй раз снимается у Озона, дебютировав у него в мюзикле «Восемь женщин». В «Трофее» режиссер снова заставил Денев петь, но на сей раз только в самом финале.

Франция, 1977 год. Роберт Пюжоль (Фабрис Лукини) возглавляет фабрику по производству зонтов. Он изменяет своей жене Сюзанне (Денев) и никак не может справиться с забастовкой работников. Разборки с бастующими доводят месье Пюжоля до больницы, а в директорское кресло временно садится мадам Пюжоль. Оказывается, что наивная домохозяйка не только способна удачно управлять заводом, но и не настолько проста, как кажется на первый взгляд. За мадам Пюжоль ухаживает мэр города, коммунист Морис Бобен (Депардье), любящий ее уже очень давно. Но как изменится его отношение, если станет известно богатое прошлое домохозяйки? А если она вдобавок решит баллотироваться в депутаты?

Фильм Озона начинается как типичная французская комедия 1970-х, но затем перерастает в исследование мужского шовинизма и роли женщины в обществе. В основе «Трофея» лежит одноименная пьеса Жан-Пьера Греди. «Я знал ее давно, — говорит Озон. — И долгое время пытался перевести пьесу на язык кино, потому что она рассказывает историю современных французских женщин». Название «Трофей» относится к героине Денев. Она неоднократно говорит мужу, что для него она не жена, а трофей — на западе так часто называют женщин, на которых женятся ради получения статуса.

Катрин Денев считает, что с семидесятых в жизни женщин, безусловно, многое изменилось, но процесс идет не так быстро, как хотелось бы: «Нам дали больше независимости, мы осваиваем мужские профессии, но все это очень медленно!» И все же ничто женское актрисе не чуждо: Денев до сих пор волнуется, выходя на сцену и на съемочную площадку.

«Сейчас трудно найти тему, которая могла бы стать основой для комедии, — считает Озон. — Но, как мне кажется, отношения представителей буржуазии и коммунистов — это всегда отличный повод для комедии!»

Разумеется, на пресс-конференции вспомнили про «Шербургские зонтики», все-таки и зонты, и Катрин Денев в фильме присутствуют. Но режиссер расстроил находчивую журналистку, сообщив, что сознательно пошел на это сравнение, взяв на главную роль Денев. Чему Франсуа Озон действительно удивился, так это приглашению на Лидо, поскольку комедия и Венецианский кинофестиваль плохо сочетаются.

Показанный вечером «Пост мортем» на поверку оказался историей сотрудника морга, наблюдающего за военным переворотом в Чили. Возможно, и у этой картины найдутся поклонники, но, скорее всего, ими станут по большей части кинокритики.


Классные темы wordpress для вашего сайта и для каждого человека, который любит и ценит красоту.

Комментариев нет: