понедельник, 16 мая 2011 г.

Канн-2011: Молчание – золото?

В то время, когда весь мир активно переходит на цифру и 3D, снять черно-белый и немой фильм может только безумец. Однако режиссер Мишель Хазанавичус производит впечатление человека, точно знавшего, что он делает. Результат оказался блестящим: «Актер» в последний момент оказался в конкурсной программе Канн и был очень тепло принят критиками.

«Лет 7 или 8 назад я задумал снять немой фильм, - говорит Хазанавичус. - Может, потому, что все великие режиссеры, перед которыми я преклоняюсь, все родом из немого кино: Хичкок, Ланг, Джон Форд, Любич, Мурнау. Но больше всего мне, как режиссеру, было интересно рассказать историю совершенно иным образом. Здесь все зависит не от сценариста и даже не от актеров, а именно от постановщика. В этом жанре главное - картинка. От того, что происходит в кадре, зависит то, какие сигналы ты пошлешь зрителям. И еще это очень эмоциональное кино. Поскольку у тебя нет слов, тебе надо найти способ передать все эмоции героев. Мне показалось, если я справлюсь с такой задачей, то мои усилия не пропадут даром».

Главный герой «Актера», звезда немого кино Джордж Валентин (усатый и улыбчивый Жан Дюжарден) снимается в проектах и фильмах вроде «Русский роман» и «Немецкий роман» со своим верным терьером - практически как Тинтин. Джордж играет мушкетеров, загадочных красавцев в масках, фехтует, танцует, обольщает девушек - но при этом не произносит ни слова. Но на дворе уже 1927 год, и кинематограф обретает голос. Об этом Валентин узнает от главы студии «Кинограф» Эла Циммера (Джон Гудмен). Актер смеется над идеей снимать «говорящие» фильмы и направляется к выходу из студии, где его ждут благодарные поклонницы. Среди визжащих девушек - очаровательная Пеппи Миллер (Беренис Бежо). Она случайно сталкивается с Валентином, а тот моментально проникается к девушке симпатией.

Проходит два года. Джордж прозябает в нищете: вложив все свои деньги в проект «Слезы любви» (конечно же немой), актер прогорел, ведь уже никто не хочет смотреть немые фильмы. В то же самое время Пеппи превратилась в настоящую звезду. Начиная на площадке статисткой в фильмах Валентина, Миллер очень быстро получила популярность. Однако она не забыла, кому обязана своим новым статусом и придет на помощь Джорджу.

Авторы фильма кропотливо исследовали Голливуд 20-х годов и даже, приехав в Америку, умудрились показать американцам такие места, о которых те уже подзабыли. Сама история отдаленно напоминает отношения Греты Гарбо и Джона Гилберта, а Дюжарден и Бежо, создавая свои образы, ориентировались на Дугласа Фербенкса, Глорию Суонсон и Джоан Кроуфорд. Добиваться реалистичности Хазанявичус не хотел - ему важно было передать атмосферу, с чем он блестяще справился. Что же до исторических реликвий, то в одной из сцен герой Дюжардена лежит на кровати Мэри Пикфорд в квартире звезды. Вообще съемки велись как на американских студиях, так и в павильонах.

Режиссер признается, что на работу его вдохновили два фильма. «Восход солнца» и «Городская девчонка» Фридриха Мурнау. «Мурнау вообще обогнал время - даже сейчас его картины отлично смотрятся, - говорит Мишель. - Не зря его позвали работать в Голливуд. Я вообще смотрел все возможное немое кино - русское, немецкое, английское, французское, но именно американское подпитывало меня в большей степени».

Продюсер картины Тома Лангманн на пресс-конференции сказал, что безумно рад за французский кинематограф, который позволяет найти финансирование не только крупным коммерческим, но и таким штучным проектам, как кино Хазанавичуса. «Людям интересно смотреть самое разное кино, - считает Лангманн. Так что спасибо Франции за ту свободу, которую она нам предоставляет».

Узнав об «Актере», многие критики скептически отнеслись к идее взять на роли голливудских звезд французских актеров. Но надо отметить, что и Дюжарден, и Бежо смотрятся великолепно. Им не нужно говорить по-английски, так что акцент не выдает их происхождение. Актеры потратили полгода, обучаясь бить чечетку, а также смотрели множество немых фильмов.

Немало работы выпало на долю композитора Людовика Бурсе. Ему пришлось написать в два раза больше музыки, чем для обычных фильмов. «Актер» - уже третье сотрудничество композитора с Мишелем Хазанавичусом, так что эти двое прекрасно поняли друг друга. Бурсе смотрел на раскадровки, слушал музыку 20-х и старался не перегнуть с комедией, благо это было не так уж и сложно. Благодаря музыкальному сопровождению, «Актер» не скатывается в фарс, а смотрится как и должен - данью старинному кино.

На пресс-конференции один из журналистов поинтересовался судьбой Джек-расселл-терьера, что снимался в фильме. «А он у нас самая главная звезда, - отшутился Дюжарден. - Он на скейте кататься умеет, газеты читает и с первого дубля все делает!».

На сегодняшний день у «Актера» самый высокий рейтинг среди критиков. В журнале Screen, который публикует оценки конкурсным картинам, у фильма Хазанавичуса ровно 3 балла из 4 максимальных. На первом же месте пока находится «Парень с велосипедом» братьев Дарденн, а не третьем - «Надо поговорить о Кевине».

Фестиваль перевалил за свою середину. Вчера была показана французская драма «Дом терпимости», о судьбе парижских проституток на рубеже 19 и 20 веков. Лента энтузиазма и восторга критиков не вызвала, да и КиноПоиск остался равнодушен. Особенно бледно фильм смотрится на фоне «Черной Венеры», показанной в Венеции в прошлом году - те же проститутки, те же физические отклонения (одна из девушек в «Доме терпимости» зовется «Женщиной, которая смеется» из-за разрезанного рта), но при этом фильм Бертрана Бонелло оказался перегружен обнаженным женским телом и недогружен интересными персонажами или увлекательным сюжетом.



Классная штука эта фотокнига СПб. Очень много писателей написали различные интересные материалы на эту тему.

Комментариев нет: