пятница, 5 июня 2009 г.

Рагнарек, Шрек и Зеркало троллей ч3

Раздел 3. Тролли в поздней христианской литературе.

Наиболее характерное отношение к троллям мы встречаем в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева», которая начинается с невообразимо изуродованной фольклорной истории о Зеркале троллей:

«Так вот, жил-был тролль, злой-презлой - это был сам дьявол. Как-то раз у него было прекрасное настроение: он смастерил зеркало, обладавшее удивительным свойством. Все доброе и прекрасное, отражаясь в нем, почти исчезало, но все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее. Чудесные пейзажи казались в этом зеркале вареным шпинатом, а лучшие из людей – уродами… Когда человеку в голову приходила добрая благочестивая мысль, зеркало тотчас строило рожу, а тролль хохотал, радуясь своей забавной выдумке. Все ученики тролля - а у него была своя школа - рассказывали, что свершилось чудо. Только теперь, - говорили они, - можно видеть мир и людей такими, какие они на самом деле».

У современного скептически настроенного человека такое изложение вызывает закономерный вопрос: кто тот Петроний, «арбитр изящества», который установил, что отраженные пейзажи были действительно «чудесными», а «лучшие из людей» не были теми уродами, которыми предстали в волшебном зеркале? А вдруг зеркало тролля действительно показывало правду, как и утверждали его ученики?

Появляются некоторые ассоциации с идеологическим арсеналом из «взрослых» антиутопий Замятина, Хаксли и Оруэлла. Принцип «социалистического реализма», как известно, требует, чтобы реальность показывалась не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть (в соответствии с единственно верным учением).
Читаем Оруэлла: «Сперва большими корявыми буквами написал: СВОБОДА - ЭТО РАБСТВО. А под этим почти сразу же: 2 x 2 = 5. Но тут наступила какая-то заминка. Ум его, словно пятясь от чего-то, не желал сосредоточиться. Он знал, что следующая мысль уже готова, но не мог ее вспомнить. А когда вспомнил, случилось это не само собой – он пришел к ней путем рассуждений. Он записал: БОГ - ЭТО ВЛАСТЬ».
Именно об этом повествует дальше сказка Андерсена:

«И вот они захотели добраться до неба, чтобы посмеяться над ангелами и над господом богом. Чем выше поднимались они, тем больше гримасничало и кривлялось зеркало; им трудно было удержать его: они летели все выше и выше, все ближе к богу и ангелам; но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук и полетело на землю, там оно разбилось вдребезги».

Здесь заметны параллели с библейским мифом о вавилонской башне, но есть и важное отличие. Если вавилонская башня строилась, чтобы добраться до небесного владыки мира физически, то полет троллей с зеркалом предполагал сделать это информационным путем, и эта попытка оказалась более успешной. Уничтожить башню легко, а вот уничтожить информацию… В сказке Андерсена эта задача оказывается не по плечу даже богу.

«Миллионы, биллионы, несметное множество осколков наделали гораздо больше вреда, чем само зеркало. Некоторые из них, величиной с песчинку, разлетелись по белу свету и, случалось, попадали людям в глаза; они оставались там, а люди с той поры видели все шиворот-навыворот или замечали во всем только дурные стороны: дело в том, что каждый крошечный осколок обладал той же силой, что и зеркало. Некоторым людям осколки попали прямо в сердце, - это было ужаснее всего - сердце превращалось в кусок льда».

Ужасно, не правда ли? Как убедишь такого человека «принять сердцем» веру во всеблагого бога и церковь или «выбирать сердцем» президента страны?

Читаем Андерсена: «Приносила ли ему после того девочка книжку с картинками, он говорил, что эти картинки хороши только для младенцев… Он так ловко выставлял на показ все их странности и недостатки, что люди только диву давались: Что за голова у этого мальчугана! А причиной всему был осколок зеркала, что попал ему в глаз, а потом и в сердце… И играл теперь Кай совсем по-другому - чересчур замысловато».

Опасным человеком стал Кай. Потенциальным еретиком или «врагом народа». Он подмечает странности и недостатки, он не «выбирает сердцем», он не верит, что 2 x 2 = 5. Несомненно, в Оруэлловской Океании или в средневековой христианской Европе за такие «чересчур замысловатые игры» он угодил бы в застенки «министерства любви», прямиком в камеру пыток. Вот к чему приводит знакомство с зеркалом троллей!

Резюме к разделу 3: Сюжет сказки «снежная королева» основана на целенаправленно искаженном фольклорном мотиве позднего средневековья. В оригинальных сюжетах молодой человек оставляет родной дом и своих близких во имя служения Прекрасной Даме, имя которой – Истина. На своем пути он встречает множество препятствий, но мужество, целеустремленность и находчивость помогают ему выдержать все испытания и не только стать сопричастным знанию, но также принести реальную пользу людям и обрести свою земную любовь. В изложении Андерсена все перевернуто с ног на голову: стремление к истине оказывается дьявольскими кознями троллей, а знание – страшной бедой, которая может привести к оледенению сердца. Все свойственные фольклору подвиги совершает девушка, которая спасает любимого от пагубного увлечения истиной и возвращает его к бездумному растительному существованию в родном захолустье.


Нашел на одном сайте фильмец интересный Ночь в музее 2 называется. Первая часть была очень интересная, когда скелет динозавра за косточкой по музею бегал как преданный пес.

Я всегда был за то чтобы социальная реклама с плакатами боролась за мораль и жизнь населения.

Честно говоря, что такое Демотиваторы я не знаю. А по ссылке развлекательный портал интересного содержания.

Комментариев нет: