пятница, 5 июня 2009 г.

Рагнарек, Шрек и Зеркало троллей ч5

Раздел 5. Восстановление доброго имени троллей.

Справедливость в отношении троллей и родственных им мифических существ могла быть восстановлена только в информационную эпоху. Режимы, державшиеся на эксплуатации невежества и идеологических принципах антиутопии, потерпели фиаско, разрушились или были оттеснены на обочину европейской цивилизации. Началась расчистка завалов ментального мусора и ревизия мифологического наследия. Понятно, что этот процесс не мог не коснуться и троллей. Их реабилитация состоялась в 1990 г., когда гениальный американский иллюстратор и детский писатель Уильям Стейг создал первую книгу о Шреке – толстом, зеленом, необщительном, грубом, брутальном, очаровательном, остроумном, смелом и верном тролле.

Вышедшая в 2001 г. компьютерная анимация «Шрек» (Эндрю Адамсон, Виктория Дженсон, студия Спилберга) произвела небывалый фурор. «Шрек» стал первым полнометражным мультфильмом, завоевавшим Оскар, сборы от его проката составили около полутора миллиардов долларов. Антон Долин в репортаже с фестиваля в Каннах, пишет: «Основополагающий для современной культуры принцип цитирования - притом пародийного - здесь был взят на вооружение людьми по-настоящему остроумными. В «Шреке» использован беспроигрышный метод выворачивания шаблона наизнанку. Особенно этот метод хорош именно в сказке, где все только на шаблонах и держится. Каннская публика безумно хохотала, оттягиваясь на этом сеансе за все обиды, полученные от интеллектуального кино пяти континентов».

Даэйрет в эссе «Шрек» замечает: «Искажение сказочных образов в сторону гротеска вызывает у зрителя смех, а не недобрую ухмылку – ведь «Шрек» не утверждает, что «все плохо», а предлагает нам гораздо более жизненный и, на мой взгляд, верный подход: «жизнь есть жизнь, она бывает и хороша, и подчас жестока; и пусть не все в ней так безупречно, как хотелось бы, но в ней есть и любовь, и правда, и дружба - и это делает ее прекрасной».

Интрига «Шрека» начинается с того, как лорд Фаркуад, мелкий закомплексованный негодяй с неограниченными властными полномочиями, осуществляет геноцид сказочных существ в своих владениях. Местные жители за ничтожные подачки с готовностью помогают ему в этом. Очень похоже на реальные истории «охоты на ведьм» (не с проста это выражение стало крылатым, так называли и собственно охоту на ведьм, и кампании по выявлению «врагов народа» при любых тоталитарных режимах). Доведенные до отупения обыватели часто ненавидят всех, кто не похож на них самих. Всех, кто живет по другим правилам, кто самим своим наличием на свете показывает, насколько отвратным является обывательское существование под властью таких же отвратных обывателей, оказавшихся на вершине социальной пирамиды. Их лидеры не способны осознавать смысл своих действий и не готовы отвечать за их последствия.
Вот как писал Редьяр Киплинг о нравах такой публики:

Он был рабом и он привык,
Что коль беда пришла,
Всегда хозяин отвечал
За все его дела.

Когда ж он глупостью теперь
В прах превратил страну,
Он снова ищет на кого
Свалить свою вину.

Он обещает так легко,
Но все забыть готов.
Он всех боится - и друзей,
И близких, и врагов.

Когда не надо - он упрям
Когда не надо - слаб,
О раб, который стал царем,
Все раб, все тот же раб.

Но времена меняются – оттого и оказался «Шрек» настолько популярен. Люди стали смотреть на жизнь иначе. Они больше не хотят быть «массой подданных». Они начинают ценить в себе и окружающих совсем не то, что ценили в «традиционном» обществе. Индивидуальность, независимость, способность самостоятельно принимать осознанные решения начинают рассматриваться как обязательные и незаменимые качества. Без них человек обречен быть ничтожеством, как бы высоко его не продвинули его бюрократической лестнице. Шрек, как полноценный уважающий себя тролль, всеми перечисленными качествами обладает, поэтому он предпочитает жизнь на болоте «благам» пирамидального общества, где одни рабы, используя других, управляют третьими.

Правда, Шреку и здесь не дают покоя, поскольку, как оказывается (перефразируя классика) невозможно быть свободным от общества, даже живя на болоте. То и дело независимому и находчивому троллю приходится вмешиваться в окружающую жизнь – или принцессу похищать из замка с драконом, или еще что-нибудь. Вот уже и 2-я серия «Шрека» прошла на ура, а в 2007 обещают 3-ю и 4-ю.

Пишут, что в 3-ей серии Шрек займется реализацией легенды о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Думаю, что у него получится. Как известно из фольклора, тролли – ребята надежные и упрямые. Если за что-то берутся, то непременно доводят дело до конца.

Резюме к разделу 5: Причина бешеной популярности «Шрека», на мой взгляд, в том, что это - не просто веселый мультик с очень милой лирикой, но и нестандартная философская притча. Под грубоватыми шутками (в характерном «троллевском» стиле) прослеживается именно та философия жизни, которая отличает современную эпоху от предшествующих. Я бы назвала это «жизнью без чужих декораций». Будем воспринимать события не по навязанным нам штампам, а по тому практическому значению и тому практическому результату, который мы видим. Зеркало троллей - очень подходящий инструмент для того, чтобы следовать такому стилю жизни. Да здравствует информационный Рагнарек!



Интересные новости продвижения сайтов. Сео и все что с ним связано.

Думайте, ведь конфиденциальное уничтожение уберет кучу хлопот, по сохранению секретности в вашем предприятии.

На сайте - seo оптимизатор именно для вас информация по раскрутке сайтов.

Комментариев нет: